Майевтика — это универсальный инструмент для получения истинного знания и самопознания. Многие ученые-философы ломали головы, постигая проблемы мироздания и космоса. Ища ответы снаружи. Сократ пошел другим путем. Он решил обратиться внутрь. В глубины сознания человека. Предложил начинать менять мир с себя, а не с других. Поистине революционная точка зрения по тем временам.
А при чем тут майевтика? Попробуем разобраться. Начнём с того…
Кто такой Сократ
Афины. 469 год до нашей эры. Во время праздника фаргелии, проходившем в месяце фаргелионе (май-июнь), так и получившем свое название, Сократ появился на свет. Праздник проходил в честь бога Аполлона, олицетворяющего нравственную чистоту. Афиняне считали это торжество днем очищения и искупления. Последователи учения Сократа находят это символичным. Считают, что вся его жизнь тесно связана с культом нравственной чистоты.
Родители Сократа были бедными простыми людьми. Софрониск,отец Сократа, занимался ремеслом скульптора-каменотеса. Финарета, мама будущего философа, была повитухой. Повивальные бабки помогали младенцам появляться на свет, то есть были кем-то, вроде акушерок. Позднее Сократ будет считать, что недалеко ушел от матери.
Повивальное искусство философа тоже было призвано помогать “родам”. Только “роды” принимались не у женщин, а у мужчин. “Рождался” не младенец, а истина.
Юные годы Сократ провел подмастерьем в мастерской своего отца. Еще будучи мальчишкой, он уже выделялся нетипичной в те времена добротой, дружелюбием, достоинством и независимостью.
У Сократа был старший брат. Согласно действующему в Афинах закону, все имущество отца после его смерти полагалось старшему брату. Возможно именно это объясняет отсутствие склонности к накоплению материальных благ у мыслителя.
Юноша, с необычайно чистой душой привлек внимание Критона, одного из богачей Афинского полиса. Критон дал ему денег, чтобы будущий философ смог получить образование.
Благодаря этому Сократ смог овладеть типичным для того времени гимнастическим и мусическим, то есть духовным, образованием.
В 20 лет Сократ оказывается участником Пелопоннесской войны, где он прослыл храбрейшим из воинов.
Сократ дважды связывал себя узами брака. Хотя счастливой его семейную жизнь сложно назвать. Бедность на грани нищеты, слабый интерес к собственной семье. Вторая жена-Ксантиппа стала вечной героиней анекдотов в роли сварливой и докучливой скандалистки за свою любовь к прилюдному выяснению отношений. Однако, она подарила ему четырех детей. Была преданной своему мужу до самого конца.
Характерные особенности личности Сократа
- Считал, что только в здоровом теле может быть по-настоящему сильный ум. Этим и обусловлено его стремление поддерживать хорошую физическую форму. Для этого он выполнял различные упражнения.
- Сократ придерживался своего принципа умеренности в том числе и в еде. Он питался согласно определенной системы, исключающей излишества, но дающей все необходимые питательные микроэлементы. Существует мнение, что именно такой подход уберег его от эпидемии во времена Пелопоннесской войны.
- Сократ ничего сам не записывал. Более того, он не одобрял письмена. Он считал, что они не развивают умственные способности, а скорее наоборот. Однако, его рассуждения были записаны учениками, в основном Платоном и Ксенофонтом.
- В отличие от остальных греческих ученых, Сократ не интересовался вопросами мироздания, космоса, законов природы.
- Тяга к знаниям была настолько сильна, что никакие расстояния не могли заставить его отказаться от дискуссий с мудрецами. Он проходил огромное количество километров одного лишь разговора ради.
- Презрение к материальным благам находило выражение даже во внешнем виде философа. Сократ везде ходил босиком в ветхой одежде.
- Несмотря на любовь к людям, Сократ прославился равнодушным отношением к собственной семье. Отцовская любовь и супружеская забота были не знакомы его домочадцам. Свободное время он предпочитал проводить со своими учениками или в прочих дискуссиях.
- Сократ занимался со своими учениками на безвозмездной основе.
Признание
Сократ был тем, кто верит в то, что говорит, тем самым, привлекая все больше последователей.
Он мог быть порой излишне прямолинеен и резок в своих высказываниях. Публично осуждал сограждан за их пороки. Разумеется такое поведение способствовало появлению врагов.
Одним из оскорбленных оказался богатый и влиятельный демократ Анит. Уязвленное самолюбие сподвигло его на месть. Он обратился в суд с жалобой. Сократу предъявили обвинение в “развращении юношества и отрицании государственной религии”.
Сократ мужественно предстал перед судом. Великолепная речь философа воспроизведена в первом философском труде Платона “Апология Сократа” (“Защита Сократа”). Однако судьи были непоколебимы. Лишь добавил он масла в огонь, горько пошутив: “По заслугам моим я бы себе назначил вместо всякого наказания обед в Пританее” (Там устраивались роскошные застолья в честь особо значимых граждан).
Рассвирепевшие судьи предложили на выбор: смерть от яда или изгнание. Он посчитал, что сбежав, предаст все свои идеалы. Поэтому выбрал смерть. В день казни Сократ без промедлений осушил чашу с цикутой — смертельным ядом.
Вскоре жители Афин осознали свою ошибку и раскаялись в содеянном. Был объявлен траур, оклеветавших Сократа казнили. Афиняне хотели искупить вину, они воздвигли бронзовую статую в честь погибшего философа.
Это послужило хорошим уроком грекам. Они стали лояльнее относится к мыслителям.
Философия Сократа
Центральное место в философии Сократа занимает человек. Мысли философа блуждали в поисках ответов на несколько главных вопросов. Как человеку жить? В чем смысл жизни человека? Как и для чего необходимо познать истину?
Сократ считал, что все ответы на вопросы о трудностях человеческого бытия кроются внутри самого человека. Познай себя — такова цель философии Сократа.
Каким образом прийти к достижению поставленной цели — познанию себя? Для этого философ вводит понятие «внутренний голос». По учению Сократа это понятие тождественно совести. В свою очередь совесть является проводником души человека в мир богов, соединительной нитью к основам бытия. Для того, чтобы жить в мире со своей совестью человеку необходимо необходимо придерживаться нравственности и добродетели.
В основу добродетели Сократ ставил:
- Сдержанность. То есть умение держать свои страсти под контролем, придерживаться чувства меры во всем.
- Мужество. Означает смело смотреть в лицо опасности, преодолевать возникающие трудности.
- Справедливость. Понимается как умение жить согласно божественным и людским законам.
Учение Сократа получило название «этическая философия».
Теоретические знания и практическая деятельность являются неделимыми для Сократа. Сократ активно пропагандировал добродетель и подкреплял слова поступками. Задачей мудрецов он считал не только культивирование благих поступков, но и побуждение на их свершения.
Диалектика Сократа
Наиболее важное значение Сократ придавал разработке метода познания истины. Основным инструментом для философствования он считал беседу. Беседы превращались в бурные дискуссии.
Каждая дискуссия стимулировала человека к пониманию того, что с каждым новым приобретенным знанием должно возникнуть еще больше вопросов. Прикладывание усилий в поисках знаний приведет человека к получению добродетели.
Его убеждение состоит в том, что если человек осознает, что такое добро и что есть зло, то он не будет совершать плохих поступков. Корень зла заключается в незнании. Что делает знание источником добродетели.
Получение истинного знания возможно только при комплексном и всестороннем рассмотрении предмета дискуссии. Для столь многогранного изучения вопроса необходимо прибегать к диалогу с аргументами и контраргументами. Оппоненты должны основательно отстаивать свои точки зрения. Такой подход познания истины получил название диалектика Сократа.
Диалектика Сократа представляет собой движущую силу сознания к пониманию и осознанию идей. Превращению их в знания.
Диалектика Сократа базируется на трех достаточно простых принципах:
- “Познай самого себя”. Поиск любой истины следует начинать с познания себя. Познание мироздания он относил к божественным знаниям, недоступным для полного понимания человеком. Считал, что уровень нравственной культуры всей нации зависит от степени самопознания каждого человека.
- “Я знаю, что ничего не знаю”. Познание абсолютной истины недостижимо. Каждая дискуссия лишь приближает к знанию. Такой подход был противопоставлен против всех мудрецов. Ведь каждый из них считал, что достиг абсолютного знания. Главная цель учения Сократа недостижима априори.
- “Добродетель — это знание”. Познание неизбежно приведет к добродетели.
Майевтика Сократа
Сократ всегда внимательно относился к аргументам оппонента. Его целью было найти слабые точки, противоречивость суждений, что в ответной речи могло посеять зерна сомнений. Отношение ко всему с иронией выступало двигателем этого подхода. Именно сомнение, ироничный взгляд на свое знание способно помочь в достижении истины.
“Только в споре способна родиться истина” — это и есть майевтика Сократа.
Майевтика — это инструмент диалектики, позволяющий приблизить оппонента к пониманию сути предмета путем задавания конкретных вопросов в определенной последовательности.
Последовательность дискуссии выглядит следующим образом:
- Потеря самонадеянности;
- Удивление и разочарование в своих знаниях, осознание и принятие своей неосведомленности;
- Осознание необходимости и потребности поиска истинного знания;
- Ответы на задаваемые вопросы;
- Рождение новых вопросов с каждым новым ответом;
- Рождение истины.
Сократ настаивал на том, что именно майевтика способствует появлению истинного знания. Он обращал внимание на то, что вопросы могут и должны быть заданы самому себе. Чаще всего именно ответы на такие вопросы и являются решающими.