Механизмы психологической защиты: что это такое, какие бывают механизмы

Механизмы психологической защиты Психология

Тревога, страх, чувство вины и стыда, которые испытывает человек заставляют его использовать методы психологической защиты (М.П.З.). Мы все стараемся избавится на подсознательном уровне от неприятных чувств и эмоций, и поэтому вынуждены прибегать к М.П.З. Но они спасают нас лишь до определенного отрезка жизни. Стоит этим механизмам превратится в постоянную составляющую нашей действительности, как они они теряют свою силу.  Тогда у человека появляются страхи, развивается невроз.

Однако на определенном этапе психологическая защита необходима. Порой в глазах окружающих применяющий ее человек выглядит, мягко говоря, странно. Но так ему легче справится с постигшими его трагедиями, стрессом.Что же это за механизмы и как они работают? Подробно познакомиться с ними вы сможете в нашей статье.

Что говорил о психологической защите Фрейд?

Первопроходцем в области изучения психологической защиты стал Зигмунд Фрейд. Известный психоаналитик не только описал основные ее виды, он также обратил внимание на внутренний конфликт человека, который старается подавить свои неосознанные устремления путем сознательного контроля над ними.   

Зигмунт Фрейд

Фрейд утверждал, что психика человека основана на трехчастной структуре: «Эго», «Суперэго» и «Оно». За подсознание отвечает «Оно», которое не способно контролировать бессознательные желания, например, агрессию или сексуальность. «Суперэго» отвечает за моральные качества, то что он считает делать возможным, а что нет. Задача «Эго» урегулировать конфликт между «Оно» и «Суперэго», включая защитные механизмы.

Если человеку не удается исполнить подсознательные желания, это приводит к неудовлетворенности, за которой часто следуют психические заболевания. Эго старается сгладить конфликт, связывая психологический и мыслительный процессы.

Позже, дочь Фрейда Анна, продолжила дело отца и написала книгу «Эго и защитные механизмы». Нэнси Мак Вильямс пошла еще дальше, дав определения влияниям, которые формируют у человека защитные механизмы психики. Как она утверждала, на формирование защитных механизмов влияют:

  • психологическая конструкция (темперамент);
  • смоделированные родителями защитные механизмы;
  • особенности стресса, испытанного ребенком в детстве;
  • опыт, приобретенный вследствие использования имеющихся в арсенале защитных механизмов.

Как возникают механизмы формирования психологических защит?

Первые защитные механизмы начинают формироваться в раннем детстве, Родители знакомят ребенка с правилами, по которым живут сами и устанавливают границы и запреты. Позже новые границы добавляет социум. Поняв, что можно, а что нельзя, ребенок адаптируется в социальной среде, но одновременно возникает внутренний конфликт, так как он не в состоянии выполнить свои внутренние желания. Тогда работу начинают защитные механизмы, которыми «наградили» ребенка родители, окружающие его взрослые.

Вот как иллюстрирует один из механизмов психологической защиты сам Фрейд. На лекции один из студентов мешает профессору. Он все время кричит, смеется, постоянно создает шум. Профессор применяет прием вытеснения, то есть просит вывести студента из аудитории. Но тот не унимается и продолжает стучать в дверь.  В дальнейшем возможны два пути.

Студент так и продолжит мешать профессору и стараться снова попасть в аудиторию. При этом травмирующая его психику ситуация постоянно будет обнаруживать себя в страхах, возникновении болезней, снов и навязчивых состояний.

Но есть и второй путь, по которому следует психоанализ. Со студентов возможно договориться и попросить его не вести себя неадекватно. При этом человек начинает понимать, что его так угнетает, осознает свою проблему, проживает ее, и она перестает его травмировать.

Как работают защитные механизмы в реальности?

На самом деле человек пытается объяснить эмоции с точки зрения здравого смысла. Это называется рационализацией.

Вот такая ситуация. Развелись муж с женой. Муж переживает, но пытается завуалировать свое состояние, чтобы ему не было тяжело. Он убеждает себя в том, что брак для него не так важен, даже в обществе институт семьи утрачивает свое первоначальное значение.

При работе с психотерапевтом муж начинает признавать свои истинные эмоции. Он переживает уход жены, проживает истинные эмоции. Таким образом, внутренний конфликт разрешается, нет больше необходимости прибегать к рационализации.

Бурно человек реагирует на критику страх и стыд.

Критика никому неприятна. Как бы мы не убеждали себя, что критика конструктивна, и оппонент прав, отрицательные эмоции все равно возникают. Если считаем критику несправедливой, то нам особенно тяжело. В это время у нас срабатывает механизм отрицания. Он довольно примитивен и характерен для детей.

Допустим, ребенок разбил чашку. За этим следуют крики родителей, и возможно, наказание. Ребенок уверяет, что он не разбивал чашку, это (кошка, брат, сестра). Больше всего ребенок опасается не наказания, а того, что слова родителей ухудшат его представления о самом себе и он станет считать себя плохим.

Когда нас пытаются обвинить в том, что мы не слишком, умны, красивы, образованы, мы стараемся защититься, дать отпор. То же самое с чувством вины и стыда. Если нас уверяют в том, что мы виноваты, или нам должно быть стыдно, мы пытаемся защищаться. Для нас неприемлемо чувствовать, что мы зависимы от других людей, бессильно что-то изменить. Все это приводит к включению механизмов психологической защиты.

Механизмы способны убрать детское «я плохой, глупый, никому не нужный», если мы опасаемся не так выглядеть в глазах других людей. Они «спасают» нашу самооценку, даже если угроза воображаемая. Таким образом механизмы помогают эго в разрешении внутренних конфликтов. Я плохой? Неинтересный? Меня не замечают и со мной и считаются? Так лучше сидеть дома и никуда не ходить, применяя механизм избегания. Остальные механизмы спасают в других случаях.

Читайте еще:   Перфекционизм: так ли он идеален?

14 +2 механизмов психологической защиты

Современные психотерапевты предлагают различные механизмы психологической защиты. Их много, и каждый в отдельности рассмотреть не просто. Но есть основные механизмы, с которыми считаются все специалисты, базовый набор. Они делятся на незрелые и высшие.

К незрелым относятся те, которые формируются еще в раннем детстве и являются неосознанными, искажая и маскируя реальность. При их использовании человек закрывает глаза на действительность. Реальность искажена, и человек не может к ней нормально адаптироваться. Такие механизмы самозащиты помогают поддерживать психику, не дают ей «распасться», в тоже время тормозят развитие человека, не дают ему меняться. Быстрые изменения возможны только в случае болезни «сошел с ума», или, когда они копились внутри годами, и вырвались наружу. вот 14 основных  механизмов.

Таблица психологической защиты

Вытеснение.  Механизм психологической защиты, помогающий вытеснить из памяти травмирующие психику события или действия. Человек о них словно забывает, или ему будет очень тяжело. Чтобы механизм действовал, психика вынуждена расходовать на него огромные ресурсы. В результате вытеснение порой приводит даже к психическим расстройствам. Как бы не прятала воспоминания психика, время от времени они все равно будут прорываться в виде неприятных ощущений, снов, тревоги.

Отрицание. Оно появляется тогда, когда человек не хочет или отказывается верить фактам. Еще в детстве ребенок сталкивается с чем-то приводящим к плохим последствиям. Тогда он отрицает плохой опыт или плохие события.

Например, умер отец, но ребенок не в состоянии в это поверить. Для него по по-прежнему жив. На первых порах отрицание выполняет роль обезболивающего укола. Но со временем человеку придется принять ситуацию, Взрослый человек, верящий, что умерший отец еще жив и живет далеко в другом городе, это уже страшно. Нормально, когда с годами механизм выключается, и человек понимает, что отца уже нет в его жизни.

 Отрицание немного напоминает вытеснение. Но при вытеснении человек проживает и ситуацию. а затем забывает. При отрицании он не принимает ее вообще, что более опасно для психики.

Проекция. Если общество порицает какие-либо качества, то человек не желает их в себе видеть и переносит на кого-то другого, «проецирует». Так он становится «хорошим», а сосед, однокурсник, и т.п. «плохим».

Идентификация. Механизм заключается в том, что человек отказывается от себя и стремится подражать своему идеалу.  Самый распространенный пример – «Стокгольмский синдром», когда жертва становится на сторону агрессора. В начала человек пытается противостоять, но, когда понимает, что его действия только приносят ему вред, начинает оправдывать садиста. Например, жена, которую постоянно избивает муж, уверена в том, что она сама во всем виновата.

На сторону агрессора с психологической точки зрения легче стать, чем признать себя никчемной жертвой. За признанием неприятного для себя факта последует либо отчаяние и признание своей беспомощности, либо бунт и попытка поменять жизнь. Но психика, привыкшая принимать все как есть, не всегда готова с этим справиться.

Идентификация

Контроль. Человек, уверенный что все ему подчинено, и он все способен контролировать, попадает в зависимость от этого контроля. Фактически это другая сторона беспомощности. Контроль возникает в раннем детстве, из-за того, что ребенок не способен отделить свое «я» от мира. «Если мама кормит, когда я испытываю чувство голода,то я управляю мамой силой с моих желаний». Примерно так думает малыш, а взрослый человек считает, что может управлять планетой силой своей мысли.

Реактивное образование. Иногда по отношению к одному и тому же предмету или человеку мы испытываем разные чувства. Часто существуют причины, по которым мы не в состоянии выражать весь спектр эмоций. Поэтому выражаем позитив или негатив.

Вот такой пример. В семье растут два брата –погодки. Как мальчишкам обойтись без драки? Но родители, бабушки и дедушки запрещают им драться, убеждая, что близкие люди, тем более братья, не должны конфликтовать. Тогда мальчишки находят другие способы выражать негатив, пожимать друг другу руки или обниматься до боли.

Или взять школьную влюбленность. Если какому-нибудь шестикласснику Коле, очень нравиться девочка из параллельного класса Оля, то он вряд ли скажет ей об этом прямо, потому что уверен, что сама Оля, ее подружки, а задолго и пацаны его засмеют. Но есть другая тактика. Доставать Олю, дразня и дергая за отвратительные косички. При этом Коля сам уверяет себя в том, что Оля его просто раздражает, она вредная и несносная.

Реактивное образование

Изоляция. Порой человек испытывает неприятные эмоции, связанные с какой-либо ситуацией.  Тогда он их как бы «отключает», изолирует. Осознание при этом остается, но никаких чувств нет. Например, у женщины умер супруг. Она понимает это, принимает и занимается похоронами, не впадая в истерику. Возможно потом она будет рыдать, но пока ей не до этого.

Изоляция

Интроекция. Чтобы выжить, ребенок обязан прислушиваться к мнению взрослых и следовать их авторитетным советам. Если он будет доверять незнакомым дядям и тетям на улице, впускать в дом незнакомых людей, то это чревато для него опасностью. Поэтому малыш безоговорочно доверяет родителям и их мнению. Это нормально.

Но с возрастом у него развивается критическое мышление, и подросток уже будет думать над тем, дружить ли ему с мальчишкой из соседнего подъезда, потому что он из «плохой» семьи. Если этого не происходит, и человек также продолжает доверять мнению авторитетных для него людей, он освобождает себя от ответственности и анализа ситуации. Он полностью зависит от чужого мнения и не имеет своей точки зрения.   С одной стороны, так легче жить, а с другой человек полностью лишен индивидуальности.

Читайте еще:   Как воплотить мечту в реальность

Идеализация. Когда человека представляют совершенным, почти ангелом, часто забывают об его обратной стороне. Но рано или поздно, минусы проявляются, и дальнейшая идеализация становится невозможна. Так влюбленный парень идеализирует девушку до поры, но позже начинает понимать, что до идеала она как-то не дотягивает. Тогда царевна становится лягушкой, а парень отправляется на поиски нового идеала.

Идеализация

Отыгрывание. Интересный психологический механизм, при котором человек пытается из роли жертвы перейти в роль тирана или контролера. Взять хотя бы женщин легкого поведения. Многие из них пережили насилие. Затем выбрали древнейшую профессию, пытаясь контролировать ситуацию.

Если психика получила травму, то будет пытаться ее излечить, снова и снова возвращаясь в подобную ситуации. И так будет продолжаться до тех пор, пока не наступит исцеление, не будет закрыт гештальт.

Рационализация. Любой поступок, неудачи, хандру возможно объяснить с рациональной точки зрения. Так считает человек, использующий рационализацию как механизм защиты. Хочется сделать что-то не слишком хорошее, но не хочется считать себя плохим? Значит, надо найти виновного, как-то объяснить происходящее.

Изнасиловали девочку, значит виновата мать, которая плохо за ней приглядывала или вообще это наказание за грехи.  Или виноваты те, кто не сажает в тюрьму педофилов.

Люди привыкли всегда находить причину и следствие. Если же они отсутствуют или не явно видны, то приходится самим домысливать, совмещать иногда совершенно различные вещи.

Регрессия. В состоянии стресса люди порой уподобляются маленьким детям, которые пытаются уйти от проблемы, спрятавшись.  Дети не хотят принять логику событий, как не желают это делать взрослые. Отсюда – привычка кусать ногти, курить или употреблять спиртное. Причина проста. Они не хотят признавать проблему и решать ее.

Регрессия

Замещение. Когда человек негативно настроен против кого-то, но не может высказать что «накипело», ударить, он переносит негатив на кого-то другого. Этим «кем-то» может быть кошка или собака, жена или дети, даже случайный пассажир в электричке или пешеход. Не хватает бабушке пенсии на жизнь, вот она и начинает срывать злость на соседях, продавцах в магазине.

Замещение

Аутоагрессия. Механизм называют еще поворотом против себя. Если у человека нет возможности вылить негатив во внешнюю среду он отправляет его в себя. Часто результатом поворота становится самокритика, самобичевание, пьянство, обжорство или наркомания. Самые жесткое проявление аутоагрессии – суицид.

Если у человека в жизни все нормально, то он избегает агрессии со стороны окружающих, и тем более не направляет ее на себя, так как в нем заложено желание жить, что не совместимо с аутоагрессией. 

Но когда он не в состоянии ответить агрессору, тогда начинаются проблемы. Так дети из неблагополучных, а порой и внешне благополучных семей убегают из дома, употребляют наркотики. Им приходится прибегать к таким мерам, поскольку они не в состоянии направить агрессию на родителей.

Аутоагрессия

Это далеко не полный список М.П.З.

Многие специалисты также выделяют: 

  • соматизацию, которая появляется в результате подавления эмоций и вызывает психосоматические заболевания.
  • компенсацию, при которой неудовлетворенность одной сферой жизни приводит к развитию других сфер;
  • морализацию, при которой  человеку приписывают качества, которых у него нет.

Созидательные (высшие) психологические защиты

В сложных для себя ситуациях, человек использует механизмы защиты, преобразуя негатив в созидательную деятельность. Это могут сделать только зрелые личности, которые направляют негатив не на себя и других людей, а могут его переработать.

Сублимация. Когда человек способен принять реальность такой, какая она есть, не направлять негатив на себя или других людей, он обращается к сублимации, выраженной в спорте или творчестве.

Так, давая выход гневу, не обязательно кричать, сжимать кулаки и крушить все вокруг себя. Можно пойти на пробежку или в спортзал, и выплеснуть таким образом негативные эмоции.

Пережив безответную любовь не обязательно топить горе в алкоголе или начинать ненавидит всех людей противоположного пола.  Можно написать роман или стихотворение. Пусть произведение не станет бестселлером. Главное, что человек смог принять и пережить ситуацию.

Юмор. Представьте себе такую ситуацию Женщина, которую постоянно избивает муж, пытается рассказывать об этом подруге, со смешками, представляя, как комическую ситуации. Не удивительно, что подруге при этом будет неловко, ведь ничего смешного в этом рассказе о побоях нет.  На юмор такой рассказ не похож. Скорее его можно отнести к идентификации.

Совсем по-другому будет выглядеть человек, когда он рассматривает ситуацию с разных сторон, одновременно видя ее комическую сторону. Юмор помогает ему значительно снизить напряжение и справиться с внутренним конфликтом.

Юмор.

Как проявляются психологические защиты?

Примеры из жизни показывают, как проявляются те или иные механизмы психологической защиты в различных ситуациях.

Пример 1. Разговаривают взрослый сын и мать. Сын вспоминает как однажды он разлил чай, а мать разозлилась, взяла кухонное полотенце и отшлепала его хорошенько. Мать возмущена: «Зачем ты на меня наговариваешь! Не было такого и не могло быть!». Так проявляется вытеснение, когда человек старается вытеснить из своей памяти те события, которые ему неприятны, травмируют его.

Пример 2. Заняв у друга денег, мужчина не возвратит из в срок, и вообще пропал из поля зрения кредитора. Тот звонит и вежливо напоминает о долге. Но должник не только не спешит вернуть деньги, а еще возмущается, что его беспокоят по пустякам. Он сам все знает и помнит, и не надо его тревожить! В дальнейшем он вообще перестает отвечать на звонки. Налицо замещение. Финансовые неудачи не дают человеку спокойно жить, он нервничает сливает негатив на приятеля, которому должен.

Пример 3. Студент накопил задолженности, и понимает, что находится под угрозой отчисления. Но вместо того, чтобы заниматься, небрежно говорит знакомым, что о подумывает бросить институт и замутить свой бизнес. Кому сейчас нужно это высшее образование? Цукерберг тоже не доучился, но от этого его жизнь не стала хуже. Налицо рационализация. Человек, который не в состоянии справиться с ситуацией, уверят себя и других, что «и не надо было, не нужно ему это».

Читайте еще:   Почему все плохо и что с этим делать?

Пример 4. Мать замечает, что сын –подросток начинает себя вести как-то странно. У него постоянно меняется настроение, расширены зрачки, из дома стали пропадать вещи. Соседи и учителя советуют ей обратиться к наркологу, но родительница утверждает, что ее ребенком все нормально. Так проявляется отрицание, когда мать не желает верить в то, что ее ребенок стал наркоманом.

Пример 5. У человека проблемы с женой. Она собирается от него уходить и настаивает на разводе, а затем уходит. Муж начинает ходить в спортивный зал. Таким образом проявляется сублимация.

Какие существуют механизмы влияния МПЗ на психику человека?

Любая система психики будет защищать себя как от отрицательных эмоций и чувств, так и от неприемлемой информации. Если человек не в состоянии принять другую систему взглядов, другие установку, психика включает защитный механизм.

По содержанию основные механизмы влияния делятся на функциональный (основанный на ощущениях), чувственный, когнитивный. К первым относят конверсию и соматизацию.  

Чувственный включает реактивное образование, вытеснение или отрицание, в случае подавления чувств. Если эмоции перенаправляются применяется смещение или замещение.

Когнитивный – самый распространенный, так как им легче воспользоваться, то есть переработать информацию «под себя». К ним относятся регрессия, проекция, интроекция или отрицание.

По способу обработки информации выделяют перенаправление, отрицание, искажение восприятия, подавление.

При перенаправлении негатива или какой-либо проблемы используются замещение или гиперкомпенсация.

Отрицание неприемлемой информации или эмоций, которые не хочется принимать, влечет за собой использование таких механизмов как регрессия, избегание, отрицание.

Искажение информации, восприятия — это проекция или интроекция, интеллектуализация или морализация.

С подавлением связаны соматизация, репрессия, вытеснение.

М.П.З. и их патологическое влияние

Практически все защиты удаляют проблему из сознания, и она существует только в подсознании, так и оставаясь с человеком Она существует в эмоциях, которые не были выплеснуты, в качествах личности которые так и не прошли нужное развитие и т.п.  М.П.З. уводят в сторону от проблемы и мешают решать ее, выстроить правильную модель поведения в состоянии стресса. В результате появляются неврозы и психические расстройства.

Хуже всего, что они искажают реальность и препятствуют духовному росту человека, и он живет в ограничивающих его рамках, которые сам же создал.

Как справиться с патологией и использовать защиту правильно?

Положительная роль М.П.З существует, но только в том случае, если они используются лишь иногда. Но если человек выходит из стрессовой ситуации, и начинает чувствовать себя хуже, то это говорит о патологическом влиянии механизмов психологической защиты.

Что делать в этом случае?

  • Определить факторы стресса за последние два-три года.
  • Понять, что человек чувствовал и думал сразу после стресса.
  • Понять какие защитные механизмы были использованы и какие оказали негативное воздействие на психику.

Тогда уже возможно будет снизить патологическую роль защит, путем проработки причины по которой была применена та или иная защита. Человеку будет нужно снова пережить ситуацию, выражая чувства и погружаться в ситуацию полностью, чтобы найти решение конфликта. Избавляя человека от одних защит, придется работать и с другим, чтобы они не усиливались, замещая прежние.

В каких случаях МПЗ становятся опасными?

Когда примитивная психологическая защита становится постоянной, и при этом человек старается защититься не от внешней угрозы, а урегулировать внутренний конфликт, он теряет способность адекватно воспринимать реальность.

Один из распространенных примеров – это внутренний конфликт, когда человек хочет быть хорошим и боится выражать отрицательные эмоции. Тогда внутренний конфликт присутствует постоянно и приводит к расстройству личности. Один из его видов — нарциссизм. При возникающем расстройстве механизмы утрачивают свою гибкость и человек не осознает их вообще.

Избавиться от проблемы возможно тогда, когда  она будет осознана, понят внутренний конфликт и найдены пути, которые помогут его разрешить. Психотерапия –только один из путей преодоления кризиса. Помогут здесь работа над собой, медитации и духовные практики.

Однако часто защитные механизмы позволяют легче пережить тяжелые события и травмы,но часто к ним прибегать нельзя.

Возможно ли менять форму психологической защиты?

По мере взросления ребенка меняются и защитные механизмы психики, которым он прибегает. Дошкольник чаще всего использует отрицание. Для него это наиболее приемлемая форма.  Подросток, который стремится понять кто он и какой он, прибегает к идеализации, поиску людей, которым бы ему хотелось подражать.

В случае правильного развития личности, примитивные механизмы постепенно трансформируются и превращаются в высшие. Так малыш использует отрицание, подросток, рационализацию, а взрослый, сублимацию. При возникновении внутреннего конфликта он занимается спортом или любимым делом.

Бывают ситуации, когда взрослый человек продолжает использовать тот же механизм, который спасал его в раннем детстве. В этом случае требуется вмешательство психотерапевта. Главное понять, какие защитные механизмы использует человек, и как они влияют на его взаимоотношения с окружающими, а также какой именно конфликт стал камнем преткновения. После этого можно попытаться использовать другие механизмы, которые действительно помогут разрешить имеющийся конфликт.

Заключение

Механизмы психологической защиты необходимы человеку в определенных ситуациях, так как помогают пережить тяжелые стрессовые ситуации. Особенно это касается детей. Но с возрастом незрелые механизмы должны сменяться другими, высшими. Если этого не происходит, то человек как бы застревает в детстве, и защитные механизмы оборачиваются против него, ведя к неврозам и расстройству личности. Тогда необходима помощь психотерапевта, который сможет выявить какие именно механизмы наносят человеку вред, и поможет пережить ситуацию заново, уже по-другому.

Оцените статью
Impulsion.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector