Считается, что именно троечники, то есть люди, не слишком озабоченные отметками в школе, добиваются больших успехов в жизни и бизнесе. Например, Дарвин не делал особых успехов в школе, а Эйнштейна учителя вообще считали ребенком со странностями. Да и сейчас нередко можно встретить руководителя крупной компании, который учился «с двойки на тройку» или в лучшем случае «с тройки на четверку». В то же время отличники работают учителями в школах, получая копейки.
Но все ли на самом деле так плохо в жизни у отличников? Есть ли среди них успешные люди? Или в самом деле лучше «забивать» на учебу, чтобы потом тебе повезло в жизни? Как связаны хорошие отметки в школе и успех во взрослой жизни? На эти и некоторые другие вопросы мы постараемся ответить, чтобы понять: успешные троечники — это миф или реальность.
Всегда ли и почему троечники в жизни успешнее отличников?
В каждом классе есть двоечники/ троечники, хорошисты и отличники. Причем, как утверждает эксперт в области профориентации и карьерного консультирования Саида Курбанова, на десять троечников приходится в среднем пять отличников, остальные в классе – середнячки. То есть троечников выходит в два раза больше отличников. Следовательно, среди успешных и известных людей в мире должно быть в два раза больше троечников.
Если обратиться к спискам журнала Форбс, то выяснится, что отличники тоже бывают успешными.
Джефф Безос, построивший свою бизнес-империю был в школе одним из лучших. Он, кстати, занимает первую строку в списке журнала. Что касается остальных четырех человек из ТОПа, то особыми успехами в школе они не отличались.
Бил Гейтс неважно учился в школе, и так и не закончил Гарвард.
Бернар Арно не стремится обнародовать сведения о своей успеваемости в школе. Известно только, что он всегда был весьма целеустремленным человеком.
Баффетт Уоррен не входил в число отличников тоже, однако закончил Колумбийский университет, получив степень магистра.
Ларри Эллисон выбирал только те предметы, которые были ему интересны. Учителя отмечали его незаурядные математические способности.
Как видно, школьные оценки совсем не влияют на успех. Но и приходят к успеху люди целеустремленные, знающие чего они хотят от жизни. Например, Билл Гейтс в 13 лет уже создавал свои программные продукты и перечитывал тома энциклопедии.
Конечно сами оценки на дальнейшее продвижение по жизни никакого влияния не оказывают. В достижении успеха огромную роль играют личные качества. Это могут быть настойчивость, лидерство, решительность. Сам факт, что ребенок троечник еще ничего не говорит о том, что человек обязательно добьется успеха в жизни. Иначе бы родители только и твердили бы детям: «Не смей приносить пятерки. Пропадешь с такими отметками».
На распространенное мнение, что троечники всегда успешнее, влияют несколько факторов.
- Внимание к необычным фактам. Людям проще заметить, что троечник стал топ-менеджером, директором предприятия, возглавил компанию. Ведь если таких же высот достигает отличник, это считается самим собой разумеющимся. На необычный факт люди скорее всего обратят внимание. Вот они охают и ахают, не понимая, как вчерашний троечник, которому в лучшем случае пророчили будущее сантехника, стал «звездой».
- Статистика. Так как троечников всегда больше чем отличников, то даже, если успешными станет треть, а отличников половина, первых будет больше.
- Понятие успеха. Успех каждый человек видит по-своему. Для многих сейчас он связан с деньгами, финансовым благополучием. Но для кого-то мечта жизни —получить должность директора школы, а для кого-то завершить работу над открытием, которое может и не принести большой прибыли. Каждый понимает успех по-своему.
Только учитывая все приведенные факторы, стоит начинать разбираться в том, почему троечники считаются более успешными, чем отличники.
Почему троечники успешнее отличников в жизни?
Говоря об успешности троечников, нельзя не коснуться системы образования, которая долгое время была нацелена на воспитание «среднего» человека. Америке, например, где корпорациям были необходимы рабочие, от которых требовалось только выполнение обязанностей и безропотное подчинение, такая система была чрезвычайно выгодна. Об этом пишет психолог Бенджамин Харди.
Читайте еще: Как стать депутатом и занять кресло в Государственной думе
В результате появилась единая система образования, которая предполагала сдачу экзаменов в виде тестов. То есть лишнего «думанья» образование не предполагала. Система штамповала людей с одинаковым образом мышления, которые готовы были выполнять свои функции. Не задавая лишних вопросов работодателю. Не выдержал экзамен с первого раза – пересдавай через год. Стандартная система — стандартное мышление исполнителей чужой воли.
Мир меняется, появился интернет, смартфоны и планшеты, в которых возможно найти любую информацию, а система образования до сих пор осталась прежней. Жертвами системы стали отличники. Им приходится зубрить учебники, убивая на это массу времени. Но троечники могут себе позволить выучить то, что им интересно или необходимо, не зацикливаясь на успеваемости.

Для отличников получение тройки или даже четверки – настоящая трагедия.
Троечников мало волнует, что о них думают учителя. Очередная тройка или двойка? Ни и что? Переживем. Кстати это отличная «вакцина» от неудач. Не сложилось что-то у отличника – он впадает в депрессию. Троечник, который привык, что у него не все гладко, не будет зацикливаться на неудаче. Пойдет дальше.
Да и о настоящей жизни троечники осведомлены гораздо больше, так как общаются в свободное время со взрослыми и сверстниками, тусуются в компаниях. Им становится легче понимать людей, их психологию. Интересно, что, окончив школу троечники даже больше общаются со старыми учителями, продолжая поздравлять их с профессиональными праздниками и юбилеями, потому что не держат зла и понимают, что обижаться им не на что.
Троечники живут, пока отличники сидят за учебниками и запоминают информацию, большая часть которой не пригодится в жизни. Родителям кажется, если ребенок хорошо учится, значит у него все будет в порядке. Он поступит в ВУЗ, станет зарабатывать, по крайней мере будет «не хуже, чем у людей». Но отличные оценки ни о чем не говорят, они даже не всегда свидетельствуют о высоком интеллекте, часто только о прилежании и усидчивости.
Читайте еще: Секреты счастливой жизни
Вот топ 10 причин, по которым троечники дают фору отличниками в жизни.
- Коммуникабельность. У троечников как правило выше эмоциональный интеллект и коммуникативные навыки. Навыки, полученные в детстве, дают о себе знать: отличникам легче общаться, заводить новые знакомства, в том числе и полезные.
- Уважение к себе. Отличники часто готовы стерпеть все, что угодно, в том числе унижения и оскорбления, лишь бы не испортить аттестат. Что уж говорить о том, что двойка по поведению для многих из них превратиться в трагедию. У отличников такой проблемы нет. Обычно они не дают спуска никому, даже учителям.
- Свободное мышление. Если отличники признают авторитеты, то троечникам требуются доказательства их значимости. Они «не дружат» со стереотипами и предпочитают нестандартный подход в решении многих вопросов и проблем.
- Выход из зоны комфорта. Привычка «быть хуже других» помогает троечникам без проблем выходить из зоны комфорта. У них нет страха, они не думают о «вдруг не получится». В отличие от отличников они не ждут счастливого числа, удачного расположения звезд и т.п., а просто идут вперед.
- Адекватная самооценка. У отличников со временем формируется «комплекс отличника». Они представляют себя в определенной роли определенном статусе, считают своим долгом выполнять работу только на «отлично», предпочитают общение с равными и стремятся взаимодействовать с людьми ниже себя по статусу или глупее. Троечники исходят из других критериев. Для них важно не то, умен человек или нет, а насколько он им полезен. Они вполне адекватно себя оценивают, воспринимают критику и готовы меняться, учиться, двигаться дальше.

- Умение за себя постоять. В отличии от отличников, троечников не страшат конфликты, и они часто сами становятся их инициаторами. Привычка вступать в перепалки с учителями, одноклассниками, освобождает их в дальнейшем от роли жертвы. При создании своего бизнеса и других сложных ситуациях отсутствие виктимности очень помогает. Поэтому у троечников больше шансов «выйти в люди».
- Нестандартное мышление. Троечники привыкают добиваться результатов обходными путями. Они договариваются с отличниками и хорошистами, находят общий язык с учителями. Первые без лишних вопросов дают им списывать, а вторые соглашаются пойти на уступки. Для этого им приходится искать нестандартный подход, придумывать всевозможные истории. Так что свои таланты они начинают использовать еще в детстве. Отличники же в жизни применяют только полученные знания, нестандартные методы и формы им часто недоступны.
- Расстановка приоритетов. Далеко не все троечники учатся плохо, потому что учеба в силу низкого интеллекта им просто не дается, хотя есть и такие. Но часто они выбирают для себя более интересные для них занятия. Это могут быть занятия спортом, созданием собственных сайтов, блоггерство, – все из чего в дальнейшем может вырасти дело всей жизни. Они прекрасно понимают, что хорошие оценки не обеспечат им места под солнцем.
- Отсутствие страха сделать ошибку. Для отличников ошибка равносильна плохой отметке. Они готовы впасть в депрессию, если что-то пошло не так, как они рассчитывали. Для троечника ошибка – это очередной этап, который просто надо пережить. Они знают, что двойку можно исправить, и ошибку – тоже. Не получилось идти одной дорогой – сворачивают на другую.
- Доверие к миру и окружающим людям. Как правило, отличники привыкают полагаться только на себя, поэтому им потом трудно приходится в жизни. Двоечники же доверяют окружающим, тем же отличникам, которые решают за них задачи и пишут сочинения. Позже они без проблем делегируют задачи другим людям, что важно для руководителей любого звена и продвижения бизнеса.
Успешность во многом зависит и от того, насколько сильно заложена в человеке тяга к достижениям. Если у троечника она есть, то плохие оценки не будут препятствием для него в жизни. Бывает, что троечник в школе становится хорошим студентом, именно потому, что стремится к своей цели и решает заниматься делом, которое ему интересно. Успех приходит, когда у человека есть внутренняя планка, потребность «идти к вершине».
Читайте еще: Комплекс жертвы: почему он возникает и как от него избавиться
Заключение
Многие современные миллионеры или знаменитости не делали больших успехов в школе, а уделяли больше времени тому, что им было интересно. И хотя наличие троек еще не говорит о том, что человек в будущем добьется успеха, троечники, как правило, обладают многими чертами, которые приводят их к успеху. Они умеют расставлять приоритеты, не бояться делать ошибки, умеют за себя постоять, имеют нестандартное мышление, не боятся авторитетов. Но главное все же не оценки. У человека должна быть мотивация, амбиции и желание идти дальше.