Психология цвета

Психология цвета Психология

Психология цвета – исследование, позволяющее понять, каким образом на человека воздействует тот или иной оттенок общеизвестной цветовой гаммы. Уже доказано, что эта теория популярна со времен зарождения цивилизаций, и у каждого народа выделяется своя трактовка цветов. 

Существуют общие понятия, которые описывают цветовосприятие многочисленных групп людей (цвет траура), а существуют и индивидуальные особенности, влияющие на восприятие и меняющие поведение конкретного человека (в красном я чувствую себя увереннее, а в комнате с зелеными стенами быстрее засыпаю).

Действительно ли психология цвета существует и что в таком случае означают цвета – разберем в статье.

Значение цветов в психологии

Известно, что изучив значение цветов в психологии, можно научиться делать выводы о человеке, его предпочтениях и характере. Обычно у отдельного индивида имеется несколько оттенков, которые близки ему, и поэтому встречаются в гардеробе, интерьере дома или квартиры, аксессуарах.

Нередко предпочтения меняются, и нередко это бывает связано с негативной ситуацией и определенным цветом. После произошедшего несчастного случая или негативной ситуации человек отторгает ранее любимый оттенок.

Например, человек попал в аварию на автомобиле любимого красного цвета. Скорее всего, его следующая машина будет не красная. Или студентка провалила экзамен, надев любимое синее платье. Возможно, на пересдачу она выберет наряд другого оттенка. 

Так или иначе, цвет, который выбирается чаще других, может о многом рассказать психологам. Профессиональные психологи чаще всего применяют тест Макса Люшера, придуманный в конце 40-х годов ХХ века. Его упрощенный вариант можно опробовать в бытовых условиях, воспользовавшись цветовыми телевизионными настройками.

Значение цветов в психологии

Если в изображении больше красного цвета, человек обладает агрессивным и эмоциональным складом характера. Если преобладают желтые оттенки – дружелюбный оптимист. Сине-зеленая гамма говорит одновременно о неуверенности и потенциальной опасности, исходящей от человека. Голубой цвет экрана утверждает, что тот, кто его смотрит, ленив, покладист, любит поесть и выпить.

Американский психолог Б. Шварц вывел теорию, что о человеке много может рассказать цвет его автомобиля. Счастливые, удачливые и жизнелюбивые люди ездят на красных и желтых машинах. Зеленые приобретают реалисты и любители всевозможной флоры и фауны; в синих автомобилях можно встретить уверенных и самодостаточных людей, а вот владельцы серых и серебристых любят себя и знают себе цену. Коричневые машины покупают отцы больших семейств и примерные семьянины. 

Согласно работам российских психологов В. Кучеренко и В. Петренко, существует некая взаимосвязь между тем, как человек себя чувствует в моральном плане и тем, какому цвету он отдает предпочтение в данный момент.

Например, когда людям хорошо и радостно, они выбирают яркие цвета в одежде. Люди, испытывающие чувство грусти или вины, отдают предпочтение цветам серым и синим. Те, кто ощущает опасность, выбирают зеленые оттенки. При повышенном нервном возбуждении становится популярным красный цвет. 

Читайте еще:   Что такое «равнодушие»

Известно, что цветовое окружение человека способно оказывать влияние на подсознание. Грамотные дизайнеры и бизнесмены применяют эти знания при оформлении офисов, переговорных комнат, рабочих кабинетов. Конечно, здесь необходимо учесть и индивидуальные предпочтения работников, но общие постулаты выработаны психологами. 

Так, комнаты, где проводятся переговоры, рекомендуется красить голубым цветом, это улучшает качество деловой беседы и способствует заключению контрактов о сотрудничестве. А вот насыщенный синий цвет уже не годится, он способствует рассеиванию внимания и рассредоточенности партнеров.

Цвет имеет значение и в работоспособности. В сочетании синих, зеленых и красных тонов люди улучшают производительность труда. Небольшие участки желтого цвета стимулируют развитие идейности, улучшают настроение работников, позволяют находить компромиссные решения.

Давайте подробнее рассмотрим значение в психологии человека цветов. 

Значение цветов

Белый цвет: значение и влияние

Белый цвет: значение его в жизни и характере человека довольно велико. Он означает чистоту, первозданность, невинность, совершенство. Он позволяет оставить в прошлом неудачи, проблемы и начать все сначала, как говорится, с чистого листа.

Белый связан с дневным светом, а в христианской религии – со светом божественным. Ангелов, святых изображают в белом, символизируя чистоту и непорочность.

Во многих древних странах правители и верховные жрецы также носили белую одежду, что означало их причастность к божественному началу.

Вторая сторона психологии белого цвета – пустота, бестелесность, смерть. Саван, тапочки умерших – белого цвета. Некоторые страны Востока и Африки официально признали белый цвет траурным, в белые одежды облекаются все, кто причастен к трагедиям и скорби.

Черный цвет в психологии

Противоположным белому является черный цвет. В нашей стране именно он признан цветом горя и скорби, траура и печали. Черный символизирует негатив, злость, зависть, опасность. В черный цвет одеваются жестокие персонажи, несущие смерть.

Читайте еще:   Тест Люшера

Черный цвет также является официально признанным деловым цветом. Партнеры, одетые в темные и черные костюмы, не отвлекают друг друга и настраивают на деловой лад.

Во многих офисах дресс-код ограничен черным и белым цветами для поддержания работоспособности персонала и сведению к минимуму отвлекающих цветов.

Белый цвет: значение и влияние

Синий цвет: психология восприятия

Синий цвет: психология его восприятия говорит о спокойствии, безмятежности, гармонии с собой и миром. Синий – лучший для процедур медитации, где необходимо расслабиться и успокоиться. У отдельных национальностей синий считается цветом небес, он уходит вдаль, в бесконечность. Геральдисты описывают синий, как цвет мудрости, чести, вечности.

Словосочетание «голубая кровь» означает высшее благородное родство и происхождение человека из высших аристократичных кругов.

Понятие произошло от того, что английские аристократы отличались бледностью кожных покровов, через которые сильно просвечивали кровеносные сосуды голубого цвета, поэтому считалось, что в их жилах течет голубая кровь.

Темно-синий оттенок похож на черный, поэтому для некоторых народов также считается цветом негативным и траурным. Синий — по душе меланхоликам и скромным людям, они ищут в нем силы для восстановления и обретают уверенность. Человек, выбирающий синий цвет, имеет психологическую и физиологическую необходимость в покое и расслаблении. Полезно иметь синие предметы или одежду больным людям, такой цвет ускоряет выздоровление.

Зеленый цвет в психологии

Близкий к синему зеленый представляет цвет жизни, обновления, природы. Цвет несет энергию, активность, способность к самоутверждению.

Зеленый цвет имеет двоякое значение. С одной стороны, он считается успокаивающим, умиротворяющим, в зеленый цвет советуют красить стены в спальных комнатах и детских, чтобы было легче заснуть и уложить детей.

Но с другой стороны, зеленый признается цветом тоски и печали, болота, затянувшего человека в трясину грусти.

Синий цвет: психология восприятия

Красный цвет в психологии

Красный цвет в психологии трактуется неоднозначно. Во-первых, – красота, радость, любовь, полная жизнь, богатство. Во-вторых, – агрессия, огонь, месть, война. 

Красный считался цветом власти и высшего происхождения. Только правители имели право ходить в красных одеждах и обуви, ступать по красным коврам и сидеть на троне красного оттенка.

В геральдике красный цвет символизирует борьбу, противостояние. Например, африканские племена во время войн окрашивали кожу красной растительной краской, в Карфагене и Спарте воины облачались в красное, восставшие в Китае бунтари именовались красными воинами. Цвет Октябрьской революции – красный: Армия — Красная, Октябрь — Красный, партизан, командир – красные.

Читайте еще:   Прокрастинация: как не откладывать дела и всегда все успевать

Люди, предпочитающие красную одежду и предметы интерьера, имеют властный характер, вспыльчивы и нередко агрессивны.

Красный цвет в психологии

Серый цвет: значение в психологии

Серый цвет: значение его связывают со скукой, печалью, посредственностью. Серый цвет лишен эмоциональности, яркости, это цвет скромных натур, которые боятся выделиться из толпы и стать заметными.

Понятия, как «серые будни», «серая мышь», связаны с грустью и тоской, забитостью и отсутствием индивидуальности.

Что означает серый цвет в одежде и окружении? Если человек одет во все серое, что означает серый цвет в таком случае? Он говорит, что перед вами — недоверчивая и рассудительная личность. Люди в сером склонны к долгим обдумываниям любых вопросов. Они боятся принимать решения и нести ответственность. Эти личности обычно никак не проявляют себя, потому что боятся быть замеченными. 

Люди, которым категорически не нравится серый цвет, обладают импульсивностью и легкомысленностью.

Психологи утверждают, что серый цвет в сложных нервных ситуациях может быть использован в качестве барьера, разделяющего человека и внешние  раздражители. 

Серый цвет: значение в психологии

Коротко об остальных цветах

Психологические особенности людей могут описать и иные цвета. Например, мечтатели с сильной интуицией любят оранжевый цвет, добряки и любвеобильные натуры предпочитают розовый. Инфантильные и легко внушаемые личности имеют в арсенале фиолетовые вещи: они помогают им чувствовать опору и поддержку из вне. Этот цвет также является индикатором уровня усталости: чем больше нравится фиолетовый цвет, тем больше человек устал.

В настоящее время популярные цветовые гаммы распространены в рекламе товаров и услуг. Товары премиум-класса обычно сопровождает цветовая гамма из синих, золотых, красных, черных и белых оттенков. Эти цвета с незапамятных времен являются символами власти и достатка, принадлежности к высшему обществу. Упаковка, оформленная в такой цветовой гамме, автоматически привлекает внимание покупателя и усиливает желание покупки.

Сочетание красного с желтым цветов, используемое популярной сетью фастфуда, символизирует жизнерадостность, тепло, веселье. Зеленая, голубая упаковка подчеркивают свежесть продуктов.

Цвет в психологии человека получил колоссальное значение. Он позволяет выразить счастье, радость, грусть, печаль, сосредоточиться на важном и научиться расслабляться.

Тот, кого интересует, как влияет цвет на характер людей, может научиться без слов понимать окружающих и определять их тип личности. Пользуйтесь цветовой гаммой для улучшения самочувствия и качества жизни!

Оцените статью
Impulsion.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector