Социальные стереотипы – некие знакомые изображения либо понятия, которые закрепляются в человеческом сознании и проявляются в связанных с ними событиях. Они помогают быстро идентифицировать предмет или ситуацию без лишних эмоциональных и умственных затрат.
Само понятие «социальный стереотип» ввел в научный оборот в 1922 году Уолтер Липпман, написав о нем в труде «Общественное мнение». Больше всего социальные стереотипы относятся к неким группам людей, формирующих разные слои общества или отдельным представителям. Социальные стереотипы всплывают в воображении человека бессознательно. Но откуда они появляются и могут ли влиять на общее восприятие мира – разберемся в статье.
Стереотипы и предрассудки – это одно и то же?
В литературе часто можно встретить утверждение, что стереотипы и предрассудки – это одно и то же. Несмотря на то, что у них есть определенные общие черты, объединять эти понятия неверно.
Стереотипы характеризуются как устойчивые представления о человеке или ситуации, которые выражаются в собственных суждениях, оценках, восприятии и обычно не нуждаются в доказательствах. Например, есть распространенный стереотип: женщина за рулем – плохой и невнимательный водитель.
Предрассудки выражаются как некие социальные личностные установки, возникшие от недостаточной изученности или информированности и имеющие предубеждение. Предрассудок, распространенный за границей: все в России постоянно пьют.
Разница понятий заключается в том, что предрассудки в большинстве случае выражают негативное восприятие самого человека, поступка или ситуации и не соответствуют действительности. Например – этнические и расовые предрассудки, когда группе людей определенной национальности приписывают одинаковые отрицательные характеристики.
Стереотипы не всегда носят отрицательный характер, зачастую они задают определенный образ, который известен большинству людей и возникает одинаково у всех. Например, лед – твердый и холодный, а открытый огонь может обжечь. Так или иначе, предрассудок имеет более узкое понятие, обладает некоей ограниченностью.
Известно, что на формирование стереотипов оказывают влияние виды социальных групп. Представители того или иного сообщества социума имеют свои приверженности и понятия. Остановимся на этом подробнее. Социологи выделяют большие, малые, контактные (или первичные) и дистанционные (или вторичные) виды социальных групп.
- Большие группы состоят из крупных сообществ, имеющих место в мировом масштабе. Например, группы, скомплектованные по социальным, профессиональным, этническим, возрастным признакам. Принадлежность к той или иной группе формируется посредством взаимодействия с организациями, выступающими за их права. Например, профессиональный союз, национальное сообщество, студенческий клуб и т.д.
- Малые группы – друзья, соседи, семья, учебный класс, курс. Взаимодействие происходит на уровне личностных и эмоциональных контактов. Бывают специально и стихийно созданные малые группы, разделяемые по признакам совместной деятельности, личностной и социальной значимости.
- Контактные (или первичные) группы составляют близкие люди, имеющие устойчивые личные связи: отношения между членами семьи, близкими друзьями, одноклассниками.
- Дистанционные (или вторичные) группы составляют люди, которые имеют формальные или временные отношения друг с другом – коллеги, знакомые, связанные рабочими делами.
Важно, что в каждой группе, в зависимости от ее характера, деятельности и состава, формируются и господствуют свои социальные стереотипы.
Американский социолог Нил Джозеф Смелзер выделяет следующие функции социальных групп:
- Функция социализации: только будучи членом социальной группы, индивид в состоянии выжить, создать семью и вырастить детей. В одиночку вне социума человек не сможет жить, будет обречен.
- Функция инструментальности: человек не может обойтись без работы, он должен осуществлять какую-то деятельность, позволяющую обеспечивать себя и членов своей семьи всем необходимым.
- Экспрессивная функция, при которой члены социальной группы должны удовлетворять потребность в уважении, проявлении доверия и доброжелательности друг к другу.
- Функция поддерживающая, которая нацеливает людей на объединение в группы в трудном положении и определении совместных действий.
Так или иначе, стереотипы, сформированные в социальных группах с определенными функциями, не всегда верны и часто мешают полноценно жить. Поэтому, прежде, чем поддаться тому или иному суждению, следует разобраться в себе и собственных понятиях.
Стереотипы: примеры из жизни
Стереотипы: примеры из жизни, которые имеют разные направления и суждения:
Стереотипы о женщинах
- Женщина должна подчиняться мужчине, вести домашнее хозяйство, рожать и растить детей, ухаживать за мужем.
- Женщина не должна стремиться к карьерному росту и не должна противоречить мужу.
- Если женщина разведена, то она или стерва, или несчастная, или гулящая.
- Если женщина успешна в работе и состоятельна, то она тоже стерва, карьеристка, чья-то любовница.
- Если женщина начала вдруг следить за собой (заниматься спортом, правильно питаться, посещать косметолога, красиво одеваться), то у нее появился любовник, это все делается исключительно для него.
- Если женщина блондинка или блоггер – она глупа.
- Женщина за рулем – катастрофа, источник глупости и причина аварий.
Стереотипы о мужчинах
- Мужчина – центр Вселенной, он всегда красив, неповторим и безупречен.
- Мужчина всегда прав: последнее слово должно остаться за ним.
- Мужчина не должен выполнять работу по дому. Если он моет посуду, сидит с детьми и делает уборку – он «подкаблучник».
- Если мужчина следит за собой, имеет выраженную мимику и жестикуляцию – он, скорее всего, «непонятной ориентации».
- Если мужчина вдруг начал за собой следить – изменяет жене или собирается это сделать.
- Мужчина имеет право на отдых. Он работает и всегда устает.
- Мужчина лучше готовит (хоть и не должен это делать) и водит машину.
- Мужчина должен все делать сам (чинить сантехнику, автомобиль, собирать шкафы, таскать диваны и мебель). Иначе он «не мужик».
Стереотипы о детях
- Дети должны всегда слушаться и не имеют право спорить с взрослыми.
- Дети должны всегда все съедать до конца и убирать за собой.
- Дети должны хорошо учиться и посещать секции и кружки.
- Дети не должны шуметь, громко смеяться в присутствии взрослых.
- Дети должны помогать взрослым.
- Дети должны прислушиваться к родителю, у них никто не спрашивает мнение. Они еще жизнь не видели и опыта не имеют.
Стереотипы о жизни
- Жизнь удалась, когда получил высокую должность.
- Государственная работа дает гарантированный доход (хоть и мизерный), а бизнес – риск.
- Нужно обязательно получить высшее образование. Человек без высшего образования неполноценен.
- Где родился, там пригодился – надо жить в своем городе и своей стране. Уезжают слабаки.
- Везде хорошо, где нас нет: зачем пытаться что-то делать в других местах? Сиди уж, не высовывайся, радуйся тому, что имеешь.
Стереотипы о профессиях
- Сотрудники ГИБДД — все взяточники. Только и сидят в кустах, всегда найдет, к чему придраться.
- Все молодые няни и домработницы мечтают выйти замуж за хозяина.
- Все дворники — необразованные «кавказцы», все сантехники работают только «за бутылку».
- Все чиновники воруют бюджетные деньги.
- Все автослесари — мошенники, пытающиеся «развести» автомобилиста на оплату ненужных запчастей и ремонта.
- Все фотомодели и манекенщицы – девушки легкого поведения.
- Все продавцы мечтают обвесить покупателя и продать просроченный товар.
- Дорогостоящий адвокат обязательно выиграет суд.
Стереотипы по этническим и религиозным признакам
- Все немцы пунктуальны.
- У англичан своеобразное чувство юмора.
- Иностранцы не пьют спиртное.
- Все русские туристы – самые пьющие и не совсем воспитанные. Плохо себя ведут и воруют вещи из отелей.
- Все мусульмане – террористы-смертники.
- Все француженки красивы и ухожены.
Это далеко не полный перечень стереотипов, которые имеют место в сознании людей. Каждый, кто прочитает эту статью, вспомнит еще с десяток тех, которые знакомы лично ему. Не стоит слепо доверять всему, что говорят другие люди, запоминать эти ярлыки и «вешать» их при первом удобном случае на других людей. Не поддавайтесь чужому мнению, имейте свои положительные стереотипы.
Стереотипизация
Стереотипизация (складывание социальных стереотипов) проходит у всех людей по-своему, поэтому при всей общности имеет индивидуальные особенности. Зависит процесс стереотипизации от таких факторов, как общественное влияние, окружение, семейные установки, личное восприятие. При формировании стереотипа учитывается:
- Место жительства: стереотипы людей в маленьких городах отличаются от стереотипов жителей мегаполисов.
- Уровень жизни: стереотипы бедных и богатых людей различаются. Бедные считают, что богатые не заработали, а украли. Богатые считают, что бедные – ленивые и глупые.
- Возраст. Традиционный конфликт «отцов и детей» тоже можно отнести к стереотипам.
- Политические взгляды: люди пожилого возраста видят в советском строе много плюсов и говорят, что «тогда было лучше». Молодые люди имеют стереотип, что все советское непродуктивно хвалить сейчас.
- Религиозные наклонности.
Стереотипизация – процесс не быстрый, но в последние десятилетия очень распространенный. Навязывание и формирование стереотипов активно идет через социальные сети, телевидение, Интернет. Не всегда новые стереотипы носят негативный характер, хотя есть случаи, когда стереотипизация наносит ощутимый вред.
Ярким примером формирования положительного стереотипа может являться стереотип девушки, ведущей здоровый образ жизни с правильным питанием и занятиями спортом. При грамотном подходе у последовательниц может развиться желание подражать такому стереотипу и следовать ее советам, добиваясь красивой фигуры. Неправильный подход повлечет за собой анорексию, девушка в погоне за телом мечты получит серьезное заболевание.
Поэтому еще раз подчеркнем, что все стереотипы, их формирование и восприятие индивидуально, следовать им нужно, используя разумный подход и опираясь на собственный опыт.