Понятие «эмоциональный интеллект» появилось и получило распространение относительно недавно. Психологи и психотерапевты первоначально подразумевали под этим понятием основные особенности человека, связанные с эмоциональностью и чувствами.
Считается, что именно эмоциональный интеллект помогает людям подсознательно и осознанно ориентироваться в чувствах других, используя их для определенных целей. Насколько он полезен и можно ли его развивать самостоятельно – разберемся в статье.
Интеллект: определение понятия
Интеллект: определение гласит, что это – определенный набор психологических качеств, включающий умение приспособиться к ситуациям, способность учиться, запоминать понятия и действия, использовать их в жизни.
Уровень развития интеллекта напрямую зависит от умственных способностей человека и его жизненного опыта.
Интеллект помогает человеку ставить цель, планировать движение к ней, разрабатывать стратегию, а также анализировать полученные результаты. Одной из сторон развития интеллекта ученые считают способность решения проблем и сложных задач на уровне интуиции.
Ученые полагают, что животные обладают зачатками интеллекта, но у человека эта способность заложена и развита на генетическом уровне, что позволило ему в процессе эволюции стать высшим существом социального склада.
Психиатры и психологи различают три основных вида интеллекта:
- социальный;
- эмоциональный;
- социально-эмоциональный.
Что такое эмоциональный интеллект?
Разберемся сначала, что такое эмоциональный интеллект.
Это, в первую очередь:
- способность верного толкования ситуации
- возможности влиять на нее и исправлять в свою пользу
- понимание потребностей и настроений других людей
- умение улавливать тонкости их характера и личности.
Именно эмоциональный интеллект помогает противостоять стрессу и отвечает за настроение человека.
Ученые склонны считать, что эмоциональный интеллект являлся основным психологическим средством для приспособления первобытного человека к условиям жизни, помогал уживаться с другими людьми рода и племени, выживать в целом.
Еще в 1872 году Ч. Дарвин затрагивал тему эмоций, их проявления как способ выжить и привыкнуть к условиям жизни. Само понятие «эмоциональный интеллект» впервые было озвучено в исследовательской статье М. Белдока в начале 1960-х годов, а в 1966 году фигурирует в труде Б. Лойнера.
В современной психиатрии выделяют различные модели эмоционального интеллекта, но основной психологи считают модель, разработанную Майером, Саловеем, Карузо. Они выделили следующие составляющие эмоций:
- Восприятие. Умение понимать человеческие эмоции, выражаемые мимикой, жестами, походкой, интонацией голоса. Сюда же относится способность различать свои собственные чувства и эмоции.
- Использование. Эмоции могут применяться в осуществлении мыслительной деятельности, в качестве мотивирующего элемента, креативности.
- Понимание. Умение выявлять причины возникновения эмоций, устанавливать взаимосвязь эмоций и мыслей, определять сменяемость эмоций, угадывать варианты развития эмоций, различать неоднозначные чувства.
- Управление. Умение выявлять, различать, направлять собственные и чужие эмоции на достижения цели. Способность управлять эмоциями при выстраивании мыслительной деятельности, обдумывании вариантов принятия решений, определении собственного поведения.
Люди, у которых достаточно хорошо развит эмоциональный интеллект, умеют маскировать свои негативные эмоции и одновременно показывать те эмоции, которые в настоящий момент не испытывают. Например, человек скрывает раздражение по отношению к собеседнику, но при этом улыбается ему и делает вид, что разговор ему важен.
Помимо того, человек с высоким уровнем EQ умеет распознавать чувства других людей и использовать их в собственных целях.
Способность различать эмоции, направлять их в «нужное русло» важна в жизни любого человека. Но, так или иначе, понятие «эмоциональный интеллект» нередко соприкасается с понятием социального интеллекта, который формирует иную психологическую сторону индивида.
Социальный интеллект
В отличие от эмоционального, социальный интеллект нацелен на аспекты, связывающие человека с обществом. К области социального интеллекта относятся такие способности, как:
- установление, поддержание контактов с другими людьми,
- умение вести беседу, слушать собеседника, отвечать ему вразумительно на вопросы и реплики,
- выстраивание коммуникации с представителями разных возрастов и социальных групп,
- умение уживаться в обществе, коллективе.
Социальный интеллект был описан впервые американским психологом Э. Торндайком в н. ХХ века. Этим термином он обозначил умение удачно вести себя в разрешении конфликтов и споров между людьми, правильно разгадывать сложные социальные ситуации.
Британский ученый и психолог Г. Айзенк предположил, что логично будет объединить в одно целое биологический, социальный и психометрический типы интеллекта. По его мнению, именно социальный интеллект является самым главным типом, включающим все виды второстепенных интеллектов.
Он считал, что интеллект биологический непосредственно связан с отделами и деятельностью головного мозга (непосредственно коры).
Психометрический – прямой показатель уровня IQ. А социальный интеллект проявляется путем общественной адаптации и состоит из таких составляющих, как способность здраво мыслить, решать задачи, запоминать информацию, учиться, разрабатывать планы действий, приспосабливаться к обстановкам и ситуациям.
Так или иначе, различные ученые выдвигают собственные варианты содержания компонентов в составе социального интеллекта. Например, психолог Южанинова считает, что существуют способности перцептивные (самопознание, самосознание, определение своего положения в социуме); социальное воображение и социальная техника общения.
Психологи К.Космитски, О.Джон выделяют следующие составляющие:
- 1.Способность понимать мысли и чувства людей.
- Склонность к легкому общению с людьми разных социальных групп.
- Познания в области психологии человека и основ общения.
- Способность адекватно вести себя в разных ситуациях.
- Внимательность к людям, доброе отношение.
- Способность учиться и перенимать опыт.
Структура социального интеллекта согласно постулатам В.Н. Куницыной выглядит следующим образом:
- Набор качеств, помогающий человеку в общении с другими (коммуникативно-личностная составляющая).
- Обладание чувством самоуважения, отсутствие комплексов, способность к восприятию новшеств (самосознание и его характеристика).
- Умение распознавать социальные процессы и явления, общественной мотивации (социальная перцепция).
- Энергетический потенциал (активность, уровень выносливости, степень измождения).
Известно, что у детей социальный интеллект развивается во время игры и общения с друзьями. Подростки развивают эту способность, стараясь понять других людей, их мотивацию и поступки. Юноши учатся угадывать последствия от событий, своих и чужих действий. Люди старшего возраста обладают не просто социальной активностью и умением общаться, но и стараются осознать собственные проступки и огрехи.
Социально-эмоциональный интеллект
Смешанная модель интеллектов популярна в психологических тренингах, и является плодом исследований ученого Д. Гоулмана. В работе «Эмоциональный интеллект» он выделил 5 пунктов модели: самопознание, социальные умения, саморегуляция, мотивация и эмпатия.
Социальные навыки находятся вместе с эмоциональными, что позволяет говорить о наличии смешанного типа интеллекта. Человек, обладающий социально-эмоциональным интеллектом, способен угадывать чувства и эмоции людей, осознает их мотивацию и причины действий.
Он в силах заставить делать что-то себя и других людей, умеет убеждать и приводить действенные аргументы. Обладатель смешанного интеллекта устойчив к проявлению стресса, спокойно может решить важный и спорный вопрос. Склонен к самоконтролю, самообучению.
Подобные типы людей встречаются в обществе бизнес-тренеров, коучей, из них получаются хорошие руководители, умеющие находить точки соприкосновения и продуктивного общения с коллективом, клиентами, потребителями услуг.
Что способствует развитию эмоционального интеллекта?
- Самопознание через осознанность, дневник эмоций, общение с близкими.
- Самоконтроль.
- Сопереживание другим людям.
- Мотивация к действию.
- Развитие социальных навыков.
Таким образом, эмоциональный интеллект – важная составляющая типа личности, она влияет на многие жизненные сферы, способствует развитию чувств и самосовершенствованию. Эмоциональный интеллект помогает начать что-то делать, научиться принимать верные решения в любых ситуациях, устанавливать контакты с людьми.