Метод Дельфи: эффективный общественный инструмент

Метод Дельфи

Метод Дельфи (дельфийский метод) в настоящее время считается одним из самых эффективных инструментов для оценки общественного мнения в определенных вопросах и направлениях деятельности. Применяемый в профессиональных кругах и в обыденной жизни, дельфийский метод помогает исследовать мнение людей, имеющих отношение к какой-то одной сфере. 

С помощью данного метода можно собрать предложения, проанализировать их, сделать выводы и найти нужное решение возникших проблем. При знании алгоритма действия данной методики, использовать ее может любой человек.

Метод дельфийского оракула

Метод дельфийского оракула был изобретен в США в середине ХХ века исследователями Олафом Хэлмером, Николасом Решером и Норманом Дэлки. Специалисты центра «Rand» с помощью новой методики пытались спрогнозировать влияние научных открытий на методику военной стратегии. Полученный способ исследования стали называть именем Дельфийского оракула – методом Дельфи. 

Название происходит от местности Дельфи, в которой, согласно древнегреческим легендам, жил оракул, предсказатель. Считалось, что он обитает при храме олимпийского бога – Аполлона, и все, что он скажет – правда, которую следует воспринимать буквально.

Дельфийский метод

Дельфийский метод используется в процессе обоснования проблем и выбора вариантов их решения. Система является одним из приоритетных способов выбора и оценивания.

Целью метода обозначено выявление достоверной информации, полученной путем анонимного общения и высказывания мнений членами экспертной группы.  

Дельфийская система позволяет учитывать мнение независимых участников экспертной группы в области исследуемой темы посредством озвучивания мыслей, конкретных предложений и их согласования. Для достижения цели проводятся неоднократные интервью специально подобранных групп людей, которые осуществляются анонимно. Как это происходит?

  1. Формируется основная рабочая группа, которая собирает и обобщает предложения.
  2. Формируется группа экспертов, владеющих информацией по прорабатываемой теме.
  3. Разрабатываются анкетные вопросы с постановкой основной проблемы и сопутствующими уточнениями. Вопросы должны быть составлены так, чтобы ответы на них могли быть однозначными и простыми («да» или «нет»).
  4. Проведение анкетирования с возможностью повторения опроса в случае необходимости. Формирование новой анкеты ведется с учетом ответов, полученных в первое анкетирование.
  5. Обобщение заключений экспертов, получение рекомендаций по итогам анкетирования.  

Метод Дельфи предполагает индивидуальное анкетирование взамен открытым дискуссиям, когда определенный человек, побоявшись авторитета другого лица, примкнет к общему мнению, так и не высказав свое.

Метод Дельфи исключает такой подход, поэтому считается относительно правдивым и результативным.

Дельфийский метод

Метод дельфи – это экспертное обобщение мнений

Метод Дельфи – это способ экспертной оценки, имеющий свои особенности:

  1. Заочное анкетирование.
  2. Использование многоуровневой системы опроса и оценки.
  3. Анонимный подход.

Изначальная идея дельфийского метода заключается в том, что при правильном обобщении и обработке индивидуальных экспертных мнений квалифицированных специалистов по поводу сложившееся ситуации, есть прямая возможность получения достоверного и точного группового мнения.

Участники рабочих групп:

  • анонимные исследователи, отвечающие письменно в индивидуальном порядке на вопросы предложенных анкет;
  • организаторы, осуществляющие сбор анкетных данных, обработку и объединение в общий информационный банк.
Читайте еще:   Что такое майевтика и при чем тут Сократ

Метод экспертных оценок применяют для исследований в разных областях.

Анализ экономики

Учитываются некоторые сложности, имеющиеся в прогнозировании экономического развития:

  • невозможность угадать, какие последствия принесут за собой те или иные решения экономического плана;
  • сложность предвидения и контроля над вновь появившимися факторами;
  • выбор одного самого главного решения среди множества имеющихся вариантов.

Дельфийский метод может быть использован в случае планирования запуска какого-либо товара и его спроса. Анкеты для анонимного заполнения изучаются независимыми экспертами в несколько этапов. Оперируя полученными сведениями, заказчики исследования формируют прогноз и результат.

Анализ экономики

Пример: метод Дельфи в экономике

Пример относительно экономического анализа может быть таким. Допустим, что некоей нефтяной фирме, расположенной в море, нужна информация о времени замены водолазов автоматизированными роботами. С целью подготовки прогноза формируется экспертная группа, в которую включают создателей роботов, водолазов, сотрудников инженерных систем. 

Каждый озвучивает собственное мнение о временном промежутке, который пройдет до замены. Первоначальные данные могут варьироваться до 40-50 лет. Эти данные передаются исследователям, которые формируют новые опросники, снова проводят анкетирование.

После обработки всех этапов получается результат, равный примерно 15 годам.

Принятие решений в области управления

Дельфийский метод подходит для крупных компаний, используется при первоначальном описании проблемы и продумывании способов ее решения. Ответственность за принятое решение в области управленчества ложится на директора предприятия.

Социология и метод Дельфи

Социология сама по себе основывается на статистических данных, которые удобно получать методом анкетирования и опроса. В социологии дельфийская система может применяться для изучения таких сфер, как культура, духовность, политическая обстановка, образование, здравоохранение, работа с социально незащищенными слоями населения. 

Могут использоваться следующие исходные данные:

  • профессия, место работы;
  • возрастная группа;
  • стаж работы (общий и в должности);
  • ученая степень или уровень образования;
  • стаж общественной/политической работы.
Читайте еще:   Социальные стереотипы и их влияние на восприятие мира

Управление персоналом

Дельфийская система может применяться в этой сфере на крупных предприятиях, когда необходимо выдать новые идеи или принять сложное решение. Анонимный опрос в данных случаях помогает выявить скрытые моменты и прийти к единому соглашению, которого придерживается большинство. 

Управление персоналом

Логистическая сфера

Логистическая сфера, предполагающая систему доставки грузов и товаров заказчикам, также нуждается в анализировании. Метод Дельфи помогает выявить наиболее уязвимые сферы данной области: 

  • уменьшение временного промежутка в хранении товара на складе до отправки;
  • сокращение времени нахождения в пути;
  • правильное распределение движения грузового транспорта;решение нестандартных ситуаций по доставке и перевозке грузов.

Маркетинг

Маркетинг использует метод Дельфи, чтобы выявить спрос и предложения покупателей, их реакцию на товар. Цель – выработать вероятные пути быстрого продвижения продукта и развития бренда.

Методы коллективных экспертных оценок

Методы коллективных экспертных оценок помимо дельфийского подразделяются на коллективный метод генерирования идей, метод экспертных комиссий.  

Под методом коллективного генерирования идей обычно подразумевают так называемую «мозговую атаку» и «мозговой штурм».

Во время использования данного метода происходит совместное обсуждение проблемы и поиск ее решения. Существуют некоторые правила организации «мозговой атаки».

  • на первом этапе допускается предложение любых идей и не допускается критика;
  • регламент выступлений – не более 2 минут;
  • допускаются повторные выступления участника;
  • выступающие продолжают развитие предыдущих мыслей;
  • постоянная запись всех высказываний и идей;
  • подведение промежуточных итогов.

Этапы проведения:

  1. Определение состава участников без обязательной специализации и принадлежности к одному возрасту и профессии. 
  2. Описание проблемы. Необходимо указать причины возникновения, степень изученности, поставить цель и предложить возможные варианты решений.
  3. Озвучивание идей участниками опроса с письменным протоколом для большей результативности.
  4. Обобщение информации: определение повторов, выделение перспективных мыслей, подборка по группам.
  5. Обсуждение и критика идей по списку.
  6. Рассмотрение замечаний, выделение и обсуждение главного, принятие окончательного решения.

Методы коллективных экспертных оценок

Примеры применения метода Дельфи

Примеры применения метода Дельфи в разных сферах:

  1. Культура. С помощью метода Дельфи работники культурно-досуговых учреждений выявляют, какие варианты проведения Дня города будут наиболее интересны, какие мероприятия привлекут большее количество людей? Сотрудники музеев могут с помощью дельфийского метода решить, какие экспозиции будут наиболее востребованы посетителями.
  2. Промышленное производство. Метод Дельфи позволяет выявить потребность в производстве определенных видов продуктов и товаров.
  3. Социальное обслуживание. Выявление списка бесплатных медикаментов для жителей определенного региона.

Таким образом, метод Дельфи — это способ сбора, обработки и обобщения экспертного  мнения и оценок. Он способствует развитию независимости в области мышления экспертов и определяет и объективную проработку вопросов, нуждающихся в оценке.

Нередко при использовании данного метода наблюдаются субъективные суждения, которые приходится устранять повторным анкетированием и анализом полученных результатов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Impulsion.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector